четверг, 5 апреля 2012 г.

Тьюбы, сабвеи, андеграунды. Часть первая

Дошли наконец-то мои мозги до подземки. Покатаемся? Метро я люблю не меньше автобусов: за скорость, за комфортность, за атмосфЭру)))) и за тайны, которые они в себе хранят. Кто его знает, какие истории случались пока строились станции, а сколько там ходов и выходов, потайных дверей, закоулков, да и вообще, все, что твориться под землей - это совсем другое царство... Леприкона с горшочком денег, к сожалению, трудно встретить, наверное у них свои станции, а вот обычных людей с их историями, сколько угодно.

Начну, как и первый пост, с Сеула. Не надо дуть губы)))) Поехали....
Не скажу, что Сеульское метро так же идеально, как их автобусная система. Когда я впервые увидела карту,  я решила, что они психи, рыли, судя по всему хаотично, как бог послал, а может что-то искали. Или ребенок взял цветные карандашики и нарисовал полосочки, загогулинки, вензелечки)))


На самом деле все оказалось довольно легко, просто "у страха глаза то велики", главное, чтобы к карте метро прилагалась карта города, намного проще будет ориентироваться. Проезд рассчитывается в зависимости от дальности поездки, плюс еще 500 Вон депозит, которые можно получить назад, сдав билетик в дырдочку специального автомата. Мы со Светой копили по несколько штук, чтобы потом ощутить счастье от туго набитого кошелька. Самый дорогой билет у нас получился всего 3600 Вон, это примерно три доллара, мы ехали минут сорок и довольно далеко, считаю, что это не дорого, учитывая комфорт, чистоту и красоту за окнами.


Ориентироваться внутри тоже очень легко, главное не запутаться в цветовой гамме линий, если станция стыковочная, и не перепутать указатели на выход с указателем на ветку метро, так как и то и другое обозначается разноцветными кружочками. Поезда блестят как у кота яйца как будто они только с конвейера, думается мне, что машинист начищает их каждое утро перед выездом на смену, а потом еще в обеденный перерыв и перед сном. А сколько мы всего насмотрелись внутри... заходит стайка мальчишек, лет может по 19, в университетской форме, и как-то странно, на мой незамыленный еще взгляд, себя ведут. Особенно один был слишком активным, и на коленочках же он у всех посидел, и за ушком всем почесал, некоторым уделил БОЛЬШЕ внимания, но когда он начал шарить у одного из друзей, простите, в районе ширинки, мое сознание отключилось. И все это, знаете, так незатейливо, просто; кроме нас со Светой никто не обращал на них внимания. Их нравы смущали меня не единожды, я поняла, что я жуткая ханжа, т.к. откровенное проявление своих наклонностей мне несколько непривычно, я из той страны, где это не приветствуется. Поэтому мальчика трансвестита я разглядывала с открытым ртом, запоминала все детали его костюма, одет он был чертовски стильно, выдали его по-мужски выщипанные брови и слишком обтягивающие шортики)))))


Что-то я отвлеклась, так вот, остановки объявляют на двух языках, а потом еще на мониторчике под потолком высвечивается стрелочка, в какую сторону надо ломиться выходить: ту зе лефт или ту зе райт, все для людей, прям сказка, а не сервис. Еще одну особенность у них приметила, на места для инвалидов, стариков и женщин с детьми никто, кроме вышеперечисленных, не садится, даже если весь вагон будет битком забит, эти сиденья будут пустовать!!! Успела поймать Свету в полете, она уже заносила свое пэдро на посадку))))
Самое веселье - это выходы, минимальное их количество - ВОСЕМЬ, максимум - БЕСКОНЕЧНОСТЬ, и бродишь себе под землей в поисках нужного тебе направления, вышел на свет божий - не то, снова ушел, непередаваемые ощущения)))))) Огромная благодарность чутким, учтивым корейским гражданам, выводившим нас из тупиков к людям, магазинам, музеям))))
И самое главное, уважаемые пассажиры, сохраняйте ваши билеты до конца поездки, так как без них вы просто не выйдите из метро, ну и про депозит не забываем тоже))))

А теперь прокатимся на невиданном ранее аттракционе, который занимательнее и увлекательнее американских горок - Пекинский метрополитен. Что в нем особенного? Да в общем-то ничего такого, кроме полнейшей чистоты. Повторюсь опять же, наше предвзятое отношение к китайцам основано на привычных нам рыночных торговцах, а они выходцы из очень бедных и абсолютно бескультурных, в нашем понятии, слоев общества. Именно поэтому я всегда акцентирую внимание на чистоте, по станции бесконечно ходит несколько человек я тряпками и метелками, да, в принципе, никто и не гадит.


Хвала Китайскому Богу, станции метро видно издалека, не то, что в Сеуле. Огромные ярко-синие таблички с буквой "В" (Beijing) и вход как в мавзолей, все по-взрослому. Не припомню, чтобы было больше четырех входов на одну станцию, если конечно она не стыковочная с другой веткой. Не везде есть лифты для инвалидов, чаще всего к перилам прикручена замысловатая конструкция, которая опускает коляску вниз, если же вы идете наперевес с чемоданом, милости просим скакать с ним по лестнице до самого перрона, но кое-куда цивилизация уже дошла.
Проезд стоит 2 юаня, билет можно купить как в автомате, так и у кассира,  даете деньги и показываете на пальцах количество билетов, просто и незамысловато))) Увы, никакого депозита здесь нет)))) да и на выходе из станции карточку проглотит автомат и только потом распахнет перед вами "двери".


По карте метро видно, что все гораздо проще, чем в Сеуле, причем в разы, да и внутри заблудиться ну очень сложно, если только у вас крайняя, редчайшая форма топографического кретинизма. Во-первых: все расписано на двух языках в очень доступной форме, если вы присмотритесь к фото выше, то увидите схемы. Одна из них это информационный столб на самой остановке, она показывает на какой вы станции сейчас, какие были ранее и что вас ждет в обозримом будущем. Вторая показывает выходы, они буквенные ABCD, обычно расписано что вас там ждет на выходе и в какую сторону идти. Нюанс, надо запомнить как Отче наш, в Китае нет понятия право-лево, есть понятие юг-север-запад-восток, поэтому указатели с направлением согласно частям света. Моя приятельница уже лет пять живет в Пекине и носит в сумочке компас, кроме шуток, я серьезно, потому что спрашивая в какую сторону пойти, готовьтесь получить ответ: "Три метра на северо-запад, свернете на запад, а там сто шагов до шестого перекрестка")))) Опять отвлеклась, ну чЁ, пАшли внутрь))))


Без паники, я специально выбрала эти фото, чтоб наглядно показать как иногда бывает, ключевое слово "иногда"))) В час пик, на станциях по направлению к ЖД вокзалам и от них соответственно, а также на стыковочной станции, от которой отходит экспресс в аэропорт. Но, если вы все-таки попали в такое время, ваши действия: если с вами просто сумочка, прижимаем ее к груди, а еще лучше держим ее в слегка вытянутых руках, это наш толкач, мы ей расчистим путь в вагон, а если вы с чемоданом..... ни в коем случае не везите его ЗА собой, только впереди себя и с напором (при этом с улыбкой на лице и восторгом в глазах не забываем бесконечно извиняться по-английски, хотя, можно выучить это слово и на китайском, мы же воспитанные люди!!!!), иначе так и будите стоять на станции в ожидании спада наплыва, самолет ту-ту, а вы интеллигентно мнетесь в метро. В вагоне можно выдохнуть и занять свободное пространство, если оно есть, ну раз вы с чемоданом, оно будет в любом случае, отвечаю за базар ручаюсь.
Чаще всего мне везло и в метро довольно спокойно, людей мало и даже можно присесть в вагоне. Люди в основном читают!!!!, иногда спят, реже кушают, меня это не напрягает, люди есть люди. Я вот тоже иногда кушаю в метро, а что тут такого, может мне некогда)))) И вообще, я китайцев люблю, им все можно, ну или почти все, но плеваться в вагоне точно никто не будет.
Есть ли у них особенные правила поведения? Думаю, что да. Старшим всегда уступят место, ребеночка возьмут на руки, никогда не толкнут, даже если в вагоне не продохнуть и извиняться будут не меньше, чем англичане. Остановки также объявляют на двух языках, над каждой дверью, правда только в новых поездах, но их большинство, висит табло с остановками, очень удобно. Настоятельно рекомендую прокатиться на метро до Олимпийских объектов, это совершенно новая ветка, миленькие вагончики, без машиниста, если мне не изменяет память.
И вообще, что я тут распинаюсь.. Welcome to Beijing!!! И все сами увидите, не пожалеете!!!!

To be continued.

49 комментариев:

  1. Светлана Безумова5 апреля 2012 г. в 10:05

    Ирина, вы не подумывали о том, чтобы стать путешественником-фрилансером?-). Так глядишь, и к нам бы добрались. Правда, у нас метро и железной дороги нет вааааще. Зато в вашей ироничной манере вы бы могли о путешествие на барже по реке поведать-).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Безумова5 апреля 2012 г. в 17:09

      Оксана, прошу прощения, что без вашего согласия сменила вам имя.-(. Дело в том, что я с утра атаку от Ир пережила. Их сегодня оч много случилось. Вот я и упростила себе задачу, всех тетенек в Ир переделала.-). Прощу прощения.-))). Готова понести наказание согласно законодательству РФ.-))

      Удалить
    2. Светлана, я улыбнулась, но ни капельки не обиделась)))))
      Я подумываю однажды к вам добраться, только когда у вас тепло будет, такое же бывает?:)))))

      Удалить
    3. Та-а-а, понятно, кто во всем виноват. Оксан,приезжай, у нас, слава богу, пока метро нет:-)

      Удалить
    4. Светлана Безумова6 апреля 2012 г. в 10:09

      Оксана, понятие тепла на Крайнем Севере категория очень относительная.-))). У меня в одном из материалов была фраза: "В тот вечер случилось лето. Цельсий краснел на +20". Теперь этот афоризм оч. цитируем в нашей редакции.-).

      Удалить
    5. Ира, я неприменно планирую однажды к вам нарисоваться, не сотрёте)))))

      Удалить
    6. Светлана, мне понравилась ваша фраза, мелькнула мысль "а не спереть ли", но моя совесть ее отогнала, хотя, странно, совесть так редко ко мне приходит:)

      Удалить
    7. Светлана Безумова6 апреля 2012 г. в 16:38

      Оксана, зря ваша совесть вдруг проснуться решила. Я очень легко отношусь к цитированию моей "нетленки" без указания меня "великой". Если будет нужно, конечно, пользуйтесь.-))) Я вот иногда умные мысли у классиков ворую, совесть тявкнет, а я ей: "Место!" -))).

      Удалить
    8. Ну то у классиков)))) Грех не взять, они за это уже получили свои состояния и признание))) В такие моменты моя совесть тихо посапывает в дальнем углу правой пятки)))

      Удалить
  2. С удовольствием прочитала, спасибо, Оксана! Скажи, ты видела там "зайцев", перемахивающих через турникеты, как в Москве?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ален, зайцев не видела. Корейцы, мне кажется, даже не знают, что так можно. А китайцу сразу смерть))))

      Удалить
  3. А Грейт Бритайн то где, ГДЕ?! Я уже в таком предвкушении, кофейку сделала, села поудобнее - и нифига!

    По теме: блин, ну эти карты метро - это ж пипец просто!!! Вот те наше Копенгагенское - http://www.m.dk/
    там точно не заблудишься, даже если ооочень захотеть. И до аэропорта - 15 минут на этом метро от центральной станции. Вагоны кстати без машинистов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оленька, все будет, на десерт будет тебе и Грейт Британ, я уже над этим размышляю.
      Оля, прости, не хочу обидеть тебя в лучших чувствах, но я ржала над метро))))) А сколько население Копенгагена? Заблудиться там и правда сложно, практически маловероятно:))))

      Удалить
    2. И у нас в Минске тоже в метро не заблудишься )))), только 2 ветки. А вот в Копенгагене реально прикольное - не могу понять зачем делать 2 ветки параллельно друг другу? Можем я чего-то не знаю?

      Удалить
    3. Я тоже, кстати, об этом же подумала)))) А потом решила, что это для комфорта, чтобы при наличии двух веток с одной на другую не пересаживаться:)
      Оля, я права?))

      Удалить
    4. девочки, просто из двух концов в одну сторону идет метро (и наоборот - из одного конца - в 2 разные стороны), поэтому поезда начиная со станции, где они сходятся, ходят в 2 раза чаще
      Население Копена - около миллиона. Но у нас сейчас сторят метро еще, кольцевую проводят :)

      Удалить
    5. Значит в Копенгагене явно заботятся об удобстве для пассажиров. Я такое впервые видела, хотя, что я вообще видела )))

      Удалить
    6. Оля, значит я угадала на счет заботы о гражданах:))) Как достроят кольцевую ветку, шли ссылку, я хочу это видеть. Да вообще, я хочу это вживую видеть!))

      Удалить
    7. Таня, тебе нужно собираться на отдых, у тебя Европа через дорогу!!))) Это мне надо через всю страну пролететь, чтобы свет божий увидеть, а тебе только шторку отодвинуть:)

      Удалить
    8. Девочки, я только сейчас реально поняла, в чем прикол!!! Вот это да.... Много у датчан изьмов, хотя у кого их нет, но вот по части комфорта сограждан - они впереди планеты всей. У нас весь Копен как одна большая стройка сейчас - вот брусчатку на улицах перекладывают, наверное чтобы ходить приятнее было и красивее было, когда под ноги смотришь..

      Оксан, на счет кольцевой - они ее только в 2018 закончат, НО уже есть схема "будущего". Вот лови http://www.m.dk/Cityringen/hvad.aspx и ахтунг - ВСЕ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ НА ВЕТКУ ЦВЕТА ОХРЫ!!!

      Удалить
    9. Вы переплюните схему Питерского метро http://horecahouse.ru/a/shema_metro_pitera.html ))))))

      Цвет красивый, согласна))) Возможно, это ветка будет иметь архистратегическую важность)))) В 2018 оценим!!!!))))

      Удалить
    10. Вау, какая красивая и элегантная схема - хотя чего еще от питерцев ожидать? :) Призжай к нам в 2018, устроим проездной затест, с распиванием шампанского в вагоне и поеданием канапе :)

      Удалить
    11. Ну датчане и приколисты )))

      Удалить
    12. Оля, я тихо мечтаю увидеть тебя и город гораздо раньше)))) Года на два-три раньше))))

      Таня, нам остается завидовать молча, как все интеллигентные люди))))

      Удалить
    13. Оксан, в Копен никому не советую ехать в ближайшие лет 5, потому что правительство решило ударить по кризису массовыми инвестициями во все, что можно - поэтому у нас не только брусчатка переворочана, весь город в строительных лесах стоит, и зрелище жалкое производит. :)

      А я буду громко завидовать корейцам, потому как у них все так чисто, аккуратно и логично!

      Удалить
    14. Хорошо, я послушаюсь тебя и перенесу Копенгаген на несколько позже:)

      Удалить
  4. Оксана, понравилось !!!! Да ТАК ПОДРОБНО !!!! Странно, что у нас китайцы .. теряют аккуратность .. Трудный характер, неприветливые, на здрасте не отвечают !!!
    Про метро ........... больной вопрос, у нас его расширЯют, весь город ПЕРЕРЫТ !!!! И роют, роют !! Караул !!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сава, ну потому что в основном уезжают деревенские на заработки, да там и оседают.
      Я в Харбине пару лет назад попала на такую стройку века, ни дорог, ни проулков, дома снесены, китайцы строят метрополитен:)))))

      Удалить
  5. Интересно, ездишь, ездишь, а потом тебе деньги возвращают?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Но только в Сеуле, думаю, что это цена карточки, чтобы их не выбрасывали в урну))))
      В Пекине на выходе автомат просто заглатывает карточку и можно выходить:)

      Удалить
  6. О долгожданное продолжение!!! Ура! Читала с упоением.
    Чисто это класс, нам только учиться и учиться у них. Вот народ у нас такой, везде нагадить надо. Хлебом не корми дай нашкрябать, написать, намусорить...
    А вагончики то какие красивые, любо дорого смотреть, прокатиться бы!
    Вот теперь точно, попаду в Сеул или Пекин (мечты-мечты мне б свою попу хотя бы у моря погреть) так точно не пропаду.
    Спасибо за очередной интереснейший рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, нас некому учить не гадить. Посмотри как сейчас молодые мамы воспитывают своих деток, практически никак, сами мусорят бутылками из под пивка и ошметками от соленой рыбки плюс окурки.
      Может это только у нас здесь такие мамочки, хотелось бы верить, что в других местах все гораздо лучше.
      А на море собирайся немедленно)))) У нас вот опять вчера снег был, задолбал уже:(

      Удалить
    2. У нас тоже обещают на выходных метель!!! Я уже не могу это видеть, встаешь утром, а за окном все завалено снегом, в апреле то?!
      Горе мне горе, боюсь раньше осени на море никак )))
      А мамаш разных везде хватает ((( как бы печально это не было. Дети, подростки, переходный возраст... но взрослые то!!! тоже гадят!! и показывают пример ((( Всех бы наказала! )))

      Удалить
    3. Я уже тоже так больше не могу, когда на днях выпал снег, у меня прям все оборвалось внутри, я как-будто чего-то лишилась очень дорогого.... Солнца и тепла. Сейчас опять порошит, ужас

      Удалить
    4. Наступило утро и на улице опять зима... я так больше не могу...Апрель, ну сколько можно издеваться???!!!

      Удалить
    5. Нам на следующую неделю обещают дожди. Уже хоть что-то))) Сегодня было вполне тепло, я даже повеселела )))

      Удалить
  7. Прочла на одном дыхании) Меня саму метро завораживает -его запах рельс, эти моменты темноты, вообще вся конструкция) Особенно, как еще Мураками обчиталась, что там живут подземные монстры))))
    В Хельсинки же метро вообще деревенское))) я вот сужу даже по китайской и корейской схеме... Тут всего линия -"вилка", то есть по центру идет по прямой. потом на станции, где я живу - раздваивается. ничего интересного)))))) Но в первое время мне было достаточно, чтобы тупить)))
    А еще у меня был приятель, больной до метро, он собирал схемы))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. )))))) Я сама фантазер еще тот, особенно, когда стоишь одна на станции, чего только в голову не залезет))))
      Ну ничего страшного, что метро "деревенское", ты посмотри на Копенгагенское, Оля дала ссылку в комментариях, всем подземкам подземка)))))))
      Большая у приятеля была коллекция? Удивительное увлечение, правда, забавное))

      Удалить
    2. неее, у нас все равно всех "круче" - http://www.karta-metro.ru/upload/iblock/c63/9.jpg Оно у нас еще и почти все на поверхности лежит - некоторые станции только подземные)))
      А у приятеля того коллекция была не сильно большая. он либо сам привозил с поездок карты метро, либо друзей просил. Я ему, помню, схему метро в Бангкоке подарила)

      Удалить
    3. Ксюша, ты права!!!! Все лавры тебе и метро Хельсинки, надеюсь, Оля нас поймет, когда увидит ЭТО)))))) особенно взяло за душу наличие нумерации столько многочисленных веток))))

      Удалить
    4. Не тут я нервно курю в сторонке и снимаю шляпу перед финнами... Хотя может кольцевая "будущего" меня спасет! :)))

      Удалить
    5. Оля, ветка цвета охры тебя стопроцентно спасет)))))) Главное, чтобы финны не построили еще одно ответвление под номером один:)))))

      Удалить
    6. )))))) И наверное глядя на наше метро вообще смешно, что в первое время я умудрялась в нем теряться) блондинка все же во мне сильна)))

      Удалить
    7. я думаю, если к 2018 году они ничего не начнут строить, то минимум до 2050 лавры будут моими :)

      Удалить
    8. Ксюша, исходя из твоего утверждения и финской национальной особенности - блондины, можно сделать вывод, что вам просто категорически нельзя достраивать метро)))) Мы же рискуем потерять целый город в подземных катакомбах)))))
      Я в Питерском метро тоже тупила в первый день; чем проще, тем сложнее сообразить, ты же знаешь:)

      Оля, мы отметим твою победу все вместе салютом, шампанским, канапе с оливье (без него никак) и криками "Поздравляем" на известных нам языках мира)))))

      Удалить
  8. Оксана, так интересно написано! Спасибки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, на здоровье, а если еще и пригодится все это, так я буду вдвойне счастлива:)

      Удалить
  9. Ой, накаталась я с тобой, спасибочки:)))

    ОтветитьУдалить