пятница, 16 марта 2012 г.

Два ккачжи и один бас

Как часто мы обращаем внимание на транспорт, в котором перемещаемся из одного места в другое? Будь то районы одного города, или мы держим путь в соседний регион, а иной раз и совершенно в другую страну. На что смотрим, что примечаем, чему радуемся, чем разочаровываемся? Увы, я никогда не делала снимков в общественном транспорте, всегда боялась стеснить этим других пассажиров, поэтому будем пользоваться кадрами более смелых людей. Ну что же... начнем благословясь...)))


Listen or download Маленький Мук Дорогою добра for free on Prostopleer

И так, мы имеем четыре страны, четыре совершенно разные культуры, и, вместе с тем, не менее разные автобусы, трамваи, метро, поезда, да чего уж там, пешеходные переходы. Для Кореи характерны сдержанность и вежливость, для Китая вместительность и дешевизна. Англия - это комфорт и строгое расписание, Америка - "быстрей, давай уже, а что они там делают? ну вон там.. между сиденьями?" Я люблю общественный транспорт, это самая лучшая возможность узнать нравы нации в отдельно взятом вагоне поезда)))

На сколько красочен Сеул, на столько же строги его автобусы. Нет, снаружи они разноцветные: синие, зеленые, красные и желтые, что позволяет легко определить в каком направление он следует: центр, пригород, экспресс или внутри одного района. Википедия (а я ей верю!) утверждает, что нумерация сеульских автобусных маршрутов одна из самых совершенных в мире. Только она (Википедия) забыла оговориться, что вам еще придется выучить нумерацию всех зон, на которые поделен город, потому что карты этих самых зон в обычном доступе для туриста нет, как и нет ни одного жителя Сеула, который внятно вам объяснить на каком автобусе добраться до нужного вам места. Но, если вам посчастливилось, попыхтев несколько часов у компьютера, раздобыть нужный номер и, о, счастье!, еще и карту с точно указанной автобусной остановкой, в добрый путь)))

 

Внутри очень чисто, корейцы ценят свое пространство и, если в автобусе, на их взгляд, будет мало места, люди так и останутся стоять на остановке, ведь через две минуты придет следующий, нет смысла набиваться как селедки. Проезд оплачивается на входе проездным или наличными, без сдачи. Стоимость варьируется в зависимости от маршрута автобуса от 800 до 1800 Вон (это примерно 0.8 и 1.8 доллара соответственно) за проезд, дальность не имеет значения. Билеты не выдаются, соответственно никто их не проверяет. Хотя, я бы с удовольствием посмотрела на корейского контролера))) Скорее всего это был бы вечно кланяющийся человек, извиняющийся, что приходится проверять билет и занимало бы это как минимум минут 5 на каждого пассажира, пока вся церемония будет соблюдена))))


В Китае ситуация обстоит немного по-другому. Автобусов там в разы больше, сужу по Пекину, Даляню и Харбину. Их внешний вид разительно отличается от Сеульских, чем дальше маршрут от центра города, тем непрезентабельнее вид у транспорта. Нумерация автобусов простая (это касается Пекина), от 1 до 199 центр, ночные до 299, до 899 окраины и пригород, до 999 идут из центра в село. Карты автобусных маршрутов на доступном мне языке я так и не нашла, китайский выучить не успела, так же как и не запомнила градацию стоимости за проезд, поэтому воспользуемся любимой мною Википедией, вдруг у кого-то будет желание заучить, а потом блеснуть вычислениями с учетом километража проезда)))) Маршруты в центре по 1 юаню; ночные по два; окраины и пригороды 1 юань за первые 12 км, далее — по 0,5 юаня за каждые 5 км; идущие в неизвестность - 1 юань за каждые 10 км))) и не забудьте карманный одометр)))). С Далянем все намного проще 1 юань на маршрутах на небольшие расстояния и по 2 юаня на автобусах из центра в удаленные районы.


Мне очень нравятся расписания автобусов, все понятно и доступно, правда почему-то только китайцам. Видимо, они не подозревают, что есть ненормальные туристы, пользующиеся этим видом транспорта. А еще обожаю момент посадки... Китайцы молодцы, пока ждут автобуса, они стоят ровной, прям под линеечку, очередью, но как только подходит нужный маршрут... В общем, если вас не сбили, не сломали вам челюсть и не затоптали, поздравляю! вы родились в рубашке. Первое время я, дама, наученная англичанами чинно стоять в очереди, поддавалась на эти уловки, сейчас я поступаю по русско-китайски, главное, чтоб сумка была пообъемней, размахнуться так с душой и попасть на заветный маршрут))))) Только умоляю, не надо падать в обморок и называть их ужасными словами, нас на 1,5 млрд. меньше и мы не лучше их, поверьте моему опыту)))


В их автобусах ооочень чисто, не смотря на огромное количество людей в них и на привычное для нас понятие, что китайцы "свинюшки". Не видела ни разу даже куска бумаги, не то что пластикового стакана или бутылки из под пива или колы. И даже если тебе во время давки заедут в челюсть, извинятся, по-китайски (я хочу верить, что это извинение)))))))

А теперь, побившая все рекорды, Грейт Британ))) Я обожаю ее, от крыс в сточных канавах до Букингемского дворца. Я могу говорить о ней бесконечно, вспоминая каждый раз новые и новые подробности. Но, не будем отходить от темы, покатаемся на double-decker bus и вспомним про Routemaster. И заглянем не на долго в Шотландию))
Я не буду вдаваться в исторические подробности, ну если только самую малость. Первые Routemasters появились в 1956 году и прожили до 2005 года. Они стали символом Лондона, но по некоторым причинам их вынуждены были заменить на более современные двухэтажные автобусы. Во-первых: новые оснащены специальными механизмами для подъема инвалидной коляски в автобус или детской коляски, что облегчило жизнь многим людям, соответственно из-за низкой посадки людям пожилого возраста проще войти в автобус (даже представить себе не могу такие чудеса в нашей стране). Во-вторых: кондукторов искоренили как класс))) и пассажиров обслуживает только водитель. Но старые автобусы все еще можно встретить в городе на двух маршрутах: 9 и 15, если мне не изменяет память. Так что возможность прикоснуться к истории все еще есть, в этом англичане просто умнички.


Билеты приобретаются на автобусных остановках (на фото ниже есть два снимка автомата по продаже билетов). За один проезд придется выложить 2 фунта, дневной проездной 3,50. Это недешево, но если учесть качество и комфортность автобусов, то это того стоит. Я всегда пользуюсь недельным проездным Oyster card с покрытием первой и второй зоны, вполне достаточно, он действителен и для автобусов, и для метро, а теперь и электричек по городу, стоит 29,20 фунтов. На входе в автобус рядом с водителем установлен считыватель, прикладываете к нему карту и you are велкам!!! как говорится)))
Карты маршрутов есть на каждой остановке, так же есть большие таблицы с названиями районов или автобусных остановок, по которым вы сможете найти нужный вам номер автобуса, а затем уже тут же по карте найти свою остановку, они имеют буквенное обозначение, так что сориентироваться не сложно, главное, помнить, что движение левостороннее))))) Если же в таблице вы не нашли своего пункта назначения, что ж, не отчаивайтесь, просто отсюда вы не сможете до него добраться напрямки, придется ехать с пересадками. Рекомендую заранее планировать свой маршрут и еще в отеле распечатывать путевой лист, тогда точно не потеряетесь. Такие заблудшие особи часто встречаются в районе Oxford street, и, хотя, от туда можно уехать почти куда угодно, чтобы найти свою остановку придется изрядно попыхтеть. Тоже самое в районе Букенгемского дворца, добраться до него от автобусной остановки не составит труда, а вот найти для обратной дороги..... компас и карта спасли не многих. Часто можно встретить изрядно потрепанных, обросших, одичавших туристов с истлевшей картой в руках)))


Во всех автобусах есть электронные табло, показывающие на какой вы сейчас остановке и какая будет следующая, плюс все это проговаривается, мимо не проедите)))) По опыту, настоятельно рекомендую стоять в очереди, какой бы километровой она вам не казалась, уважайте чужую культуру. Бросаться с кулаками на вас никто не будет, но шипение и пыхтение в спину вам будет обеспечено)))) На центральных маршрутах автобусы чаще всего переполнены, но культурного шока испытать не удастся, все обойдется хорошо, даже если вам сто раз наступят на ногу, каждый раз попросят прощения и жалостливо улыбнуться. И не забывайте бесконечно извиняться, пробираясь сквозь толпу к выходу, причем перед каждым, а потом еще и поблагодарить, что вас пропустили. Так что к концу вашего отпуска в Лондоне искуз ми, сорри и сенкью вы будите произносить без акцента)))) Хотя, порой мне хотелось гаркнуть на весь автобус EXCUSE ME, чтоб все расступились, а потом на выходе так же THANK YOU!!!! и гордо, с улыбкой на лице выйти))))


На особую чистоту внутри надеяться не стоит, туристов больше, чем местных жителей, а значит не все помнят, что свинячить не стоит. Так что, зачастую можно наткнуться на недоеденный гамбургер, недопитую колу, свежая пресса всегда пожалуйста, можно пройтись по автобусу и собрать целую газету))))), а можно довольствоваться теми листами, что вам оставил предыдущий пассажир:) Особого внимания на это я не обращаю внимания, безусловно, я шиплю, скидываю все это на пол, но не хватаюсь за веник и демонстративно автобус не мою)))), что, в принципе, удивительно)))

Обожаемая мною ситуация, когда группа туристов пыталась выяснить где им выходить. На ломанном английском с итальянским вставками, коих было больше, они обратились к впереди сидящим, азиатской наружности. Мило улыбаясь, молодой человек что-то начал объяснять на чистом китайском, тыкать в карту и по-английски произносить названия остановок, снабжая все это жестами, судя по лицам итальянцев, им непонятным. Видя такое экспрессивное общение, подключились сидящие через проход европейцы, в ход пошел французский, пара слов на итальянском, для связки, снова английский и, тыкающий в карту, китайский)))) Положение спас ребенок, выдав приличную фразу на английском, тут уже подключились англоговорящие, туристов провожали всем автобусом желая им всяческих удач и благ на разных языках))) Что лишний раз доказывает, будь вы на уровне "май нейм из.... ай эм ... еаз олд", вас будут пытаться понять и объяснять всеми возможными способами, душки:)

В Шотландии система примерно такая же, только дневной проездной дешевле на 30 пенсов)) Единственное различие в том, что дверь только одна на вход и на выход. И билет можно купить непосредственно у водителя. В автобусах намного спокойнее, просто нет такого огромного количества туристов, хотя, их там немало. Но как-то все сдержаннее, степеннее, никто никуда не бежит. Правда с очередями проблемки, она одна, длиннющая, а маршрутов на остановке несколько, я так и не поняла, надо всю выстоять пока твой автобус перед тобой не остановится или все-таки можно ломануться, расталкивая всех на своем пути с громогласным СОРРИИИ!!)))) А больше всего меня впечатлило, что каждый выходящий пассажир благодарить водителя, а многие даже обмениваются каким-то фразами, мне показалось это очень милым и трогательным. Как будто это не большой город,а деревушка, где все друг друга знают.

А теперь обобщу все вышесказанное и подведу итоги:)

1. Во всех этих городах на остановках есть электронные табло, которые показывают через сколько подойдет следующий автобус и за каким номером, также висит расписание через сколько, а зачастую во сколько подходит тот или иной маршрут.
2. За исключением Сеула, автобусы не всегда останавливаются , поэтому, если вы на остановке, смело голосуйте, чтоб водитель вас увидел и остановился, если же вы внутри, то нажмите на кнопку остановки автобуса. Вас высадят на ближайшей остановке, главное нервно не дергаться и не жать по десять раз, ибо, если автобус полупустой, шикать на вас будут на всех языках мира)))))
3. Если вы купили дневной проездной, сохраняйте его до конца дня, вы должны предъявлять его в каждом автобусе, ну думаю, что это и так понятно, это я просто так, выпендриваюсь)))
4. Давайте будем всегда вежливы и перестанем стесняться говорить спасибо, извините, пожалуйста, пусть хотя бы по нам начнут думать о русских лучше)))

Пэ.Эс. Я не осветила Америку, так как их автобусами не пользовалась ни разу. Если все выше изложенное получилось хоть сколько-нибудь интересно, я только рада.
В общем жду критики, дополнительных вопросов, может я что-то вспомню еще.
Если возникнет желание узнать о метро, и что там у них еще есть, я завсегда пожалуйста. А пока обзаведусь непромокаемым плащом и маской, чтоб защитить себя от тухлых помидоров и яиц))))





37 комментариев:

  1. Спасибо за интересную информацию из первых уст! Очень надеюсь, что когда-нибудь она мне пригодится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, я надеюсь, что когда-нибудь ты доверишься меня и я стану твоим непосредственным гидом)))) Уж я то покажу все без типичным прикрас))))

      Удалить
  2. Интересная статья получилась, мне больше всего английские бусики понравились, красивущие, красненькие!
    В последние месяцы перед отьездом из России я каждый день была вынуждена нашими "селёдкивбочке-автобусами" пользоваться, как же я была счастлива, что это наконец закончилось)
    А у тебя тут культурненько всё так! У нас тоже поминутное расписание висит, и они не опаздывают, да и ездят полупустые, но я до сих пор ни разу не ездила на автобусе))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А где лицо???? Куда дела???)))))
      зря не ездила на автобусе, в машине ты не окунешься внутрь. Мой папа не устает повторять: "Надо быть ближе к народу")))))))

      Удалить
    2. Да что-то не то было с Блоггером с утра, никак не хотел меня опознавать)
      Оксана, ну я видимо, в России достаточно наокуналась)))
      Хотя на электричке ездила, очень красиво, чисто, уютно, даже прилечь можно
      Да у нас по городу ну некуда на автобусе, а когда у меня не было прав, я на велике каталась везде. В первый раз мой на велике чуть не сбила бабку))

      Удалить
  3. хаха, какой интересный пост на необычную тему!!! :)

    А что в Лондоне такой проезд дорогой???? 30 паундов на неделю?? Ужос о_о (Уж на что Копенгаген дорогущий, но проезд на неделю и то дешевле будет. А в Люксе вообще за 1.5 евро всю страну можно обьехать - и я не приувеличиваю)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Лондоне очень дорогой, но это того стоит. Автобусы комфортные, метро тоже, электрички на высоте. На эти деньги же идет еще обслуживание всего этого транспорта. И 30 фунтов это всего лишь центр города, чем дальше от центра, тем дороже.

      Удалить
    2. Оксан, ну в Копене и Люксе тоже все чисто и удобно :) Поэтому не понимаю таких цен - хоя может у них льготы на годовые абонементы большие (типа с туристов дерут нещадно, а со своих нет)

      Удалить
    3. Цены одинаковы для всех: своих и чужих. Чем меньше зона покрытия билета, тем он дороже. Зона больше, сумма больше, но... если сложить все виды транспорта, то получается довольно сносно. Годовой на первую и вторую зону стоит семьсот с копейками, в тоже время моему другу проездной на весь Лондон плюс до Челмсфорда (город в 30 минутах от Лондона по электричке) и обратно стоил в прошлом году в районе четырехсот фунтов (в этом году цены поднялись из-за Олимпиады, я думаю. По крайней мере в прошлом году я за свой платила 25 фунтов). Живешь в центре, плати много, часто и далеко ездишь, плати меньше. Я всегда беру проездной, разовыми поездками можно разориться, они как раз для мимо проезжающих и неграмотных туристов

      Удалить
  4. Ой как интересно! Класс! Во всех странах, где бываю, тоже с удовольствием пользуюсь общественным транспортом. Оксана, как ты точно всё подметила про Китай. Только вот я не помню там дикой давки. Хотя была там сто лет назад. Тогда я не была искушена другими заграницами, кроме Китая. И мне автобусы в Даляне казались верхом цивилизации. Как и весь город в целом. Капец, неужели и сейчас проезд стоит 1 юань??? Он стоил ровно столько и в конце 90х и в начале 2000-х. Вот это экономика! В Москве цена растёт каждый год, а то и не раз.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Даляне давки есть в самом центре, там где магазины, помнишь? Ну и еще в жилых районах, там в час пик просто не протолкнуться, но это классно! Мне нравится!!!)))) Я и сама в шоке от стоимости. Что такое 1 юань по сути, пшик))))) Дело в том, что у них бензин дешевле нашего, хотя они его у нас же и покупают))
      Я специально для тебя сделала ссылки в части про Англию, они могу тебе пригодиться, особенно вторая.

      Удалить
    2. Сенкью вери вери матч! Я уже оценила и занесла в избранное!

      Удалить
    3. Отлично! Если тема будет продолжаться, скину еще своих опытных накоплений))

      Удалить
  5. Статья чудесная и написана с юмором! Прочитала с удовольствием! Спасибо! :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Слава богу!! Я жутко волновалась, потому что тема сама по себе скучная. Тебе бы хотелось читать продолжение?

      Удалить
    2. зря волновалась! В умелых руках любая тема интересна. Вот моей училке по химии удалось наскучить даже самыми интересными опытами со взрыванием всяких веществ в пробирках и навсегда отбить интерес к одному из самых интересных школьных предметов (это я сейчас только понимаю).

      Удалить
    3. Огромное человеческое мерси)))) Я уже частично распушила свой хвост))) от удовольствия)))
      Я обожала химию, особенно химичить, неудачи сливались в рядом стоящие цветочные горшки. И ведь ни один не издох, видимо у них уже был иммунитет)))

      Удалить
    4. Конечно хотелось бы продолжения!!! :)

      Удалить
    5. Постараюсь не облажаться:)

      Удалить
  6. В Корею хочу. Каждый день езжу на автобусе. Мое счастье,что я сажусь на конечной. Это значит, я сижу, а не стою. Не скажу, что у нас дикая давка в автобусах, но зимой, когда все в своих шубах такие толстые.. Хочу красивые остановки, электронные табло, хочу красивых милых контролеров-кондукторов, добрых водителей, которые не закрывают у тебя перед носом дверь перед тем, как получили удовольствие от созерцания тебя, бегущей к нему, автобусу. Комфорта хочу

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас в городе автобусов много, поэтому каждый водитель буквально борется за пассажира. Иногда мне кажется, что автобус никогда не тронется с остановки, потому что все время кто-то бежит к нему))) к автобусу)))
      Контролеры-кондукторы - это вообще отдельная нация, думаю, что их еще в раннем детстве сдают в спецшколы, где они получают нужное образование.

      Удалить
  7. Да уж не жешево это прокатиться в автобусе в Лондоне. Но они такие красивые. Надеюсь мне когда-нибудь доведется.
    Рассказ получился интересный и позновательный. Уже с нетерпением жду продолжения.
    Я на общественном транспорте ездила в Праге и Вене. В автобусе тоже были кнопки требования остановки, а то может и мимо проехать ))) А в метро двери не откроются, если не нажать кнопку или не дернуть ручку, для меня это было очень непривычно. В Вене мы даже в первый подъехавший поезд не смогли сесть, дергали дергали ручку, а двери не открылись и уехал поезд без нас ))). Поздно было, так на пероне только мы были, а потом пришел старичек... вот он нас спас и мы все-таки уехали на следующем поезде.
    p.s. дергать сильнее надо было, не жалея

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сколько стран, столько нюансов))) Любопытно. Я бы, наверное, как тупень стояла и смотрела на неоткрывшуюся дверь))) Прям как в старых лифтах)))
      Мечтаю побывать в Вене, посидеть в кафе, съесть кусочек "Захеръ", умять штрудель, обпиться кофе, обойти все соборы, наслушаться орган до одурения... Сколько ж еще планов и мечт)))

      Удалить
    2. А-а--а! Я тоже также мечтаю про Вену: Захер, кафешки..!
      Насчёт неоткрывшейся двери вспомнила прикол:
      Мы с подругой подходим к дверям магазина и ждём тупо, пока раздвинутся двери.. Из магазина выходит женщина, запросто так толкнув её..Мы ржали))) Привыкли, что везде сенсорные двери))

      Удалить
    3. А я наоборот кидаюсь на сенсорные двери в попытке открыть их)))) Потом и я ржу и окружающие))))

      Удалить
    4. На неоткрывшуюся дверь у нас была другая реакция - смеялись минут 5 ))).
      Я вот как то тоже ломалась в двери, а они оказались закрыты. Уже даже паника где-то закрадывалась, как же войти?! А тут оказывается по центру сенсорные двери, а я и не заметила ))) в боковую ломалась...спасибо добрым людям, спасли

      Удалить
    5. И такое случается, чаще в отелях. Я не люблю крутящиеся двери и пытаюсь всегда ломиться в боковые, которые, блин, закрыты))))

      Удалить
  8. Светлана Безумова16 марта 2012 г. в 18:36

    Все, поняла, мне с моей уступчивостью и интеллигентностью дорога в Китай заказана, а то так и буду стоять и пропускать всех. Мне милее Грэйт Британовская "веревочка".-))). Замечательное повествование! Прочла на одном дыхании! Даю подсказку, практически во всех регионах турфирмы издают специздания или тематические полосы в сми покупают, вполне можно предложить им ваши турзаметки. Может, гонорар, конечно, не ахти окажется, но опять же популярность, фанаты там всякие мужского полу.-)))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо большое. Я очень рада, что вам понравилось)))
      На счет специзданий... У нас в Приморье ничего такого, увы, нет, есть один журнал, но он весь из себя гламурный, мастхэвный, с принтами вместо рисунков)))) боюсь, что в нем мой рассказ буде как слон в посудной лавке, особенно с советом про сумку пообъемней и потяжелее, чтобы попасть в автобус))) И я трушу, если честно. Так что подожду, главное, чтобы к тому времени фанаты не состарились)))

      Удалить
    2. Светлана Безумова17 марта 2012 г. в 14:03

      О! Ну, что вы! Сегодня для гламурных изданий заполучить ироничный рассказ про сумку пообъемней - это тренд сезона. В гламурной системе ценностей нынче очень востребованы юмор и необременительный налет интеллектуальности. Смелее! Вперед! Не за чем ждать, когда фанаты седину в бороду и беса в ребро заработают.-))).

      Удалить
    3. Я подумаю над этим и попробую))) Не убьют же все-таки:)))

      Удалить
  9. Пешком, пешком, пешком !!!! Не знаю я такиХ видов транспорта !!!!!!! Мне в них плохо (( жалобно, поскуливаЯ ))) :))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сава, пешком и я много хожу, но не всегда у меня хватает сил на марафонские пешие прогулки)))

      Удалить
  10. в нашем городе пипец что твориться , особенно с утра и вечером. Заходя в автобус, даже держаться не приходится - падать некуда. НУ если повезёт - можно на верхнем поручне повисеть, а если ты успел сесть - так это вообще чудо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В половине восьмого утра и в наших автобусах падать некуда, особенно летом, когда кто-нибудь как взмахнет крылом, так в пору в оборок, а места нет)))) фууу))))

      Удалить
    2. спасает то, что летом не так уж много народу в городе.
      А то что фуууу, это действительно так. особенно страшно когда кто-то вонючий встаёт ИМЕННО с тобой рядом.

      Удалить
    3. Ооооо, это САМЫЙ "кайф"!!!

      Удалить